воскресенье, 26 октября 2014 г.

Брайль для работы и для забавы


Для того, чтобы научиться читать и писать по брайлю, требуется немало усилий. Но этот процесс можно сделать гораздо интересней, если внести в него чуточку веселья. По крайней мере, можно позабавить своих зрячих друзей брайлевскими записями, сделанными не на специальной бумаге, а на разноцветных рекламных  листочках.

Человек чувствует себя неполноценным, если не может читать, поэтому ослепшему так же важно научиться читать брайлевские тексты, как зрячему - плоскопечатные", - рассказывает Маркета Тойванен, преподаватель - реабилитолог на курсах  чтения по брайлю в Финской федерации инвалидов по зрению. 

"К нам приходят люди с различными проблемами. Например, человек потерял зрение, из-за этого ему пришлось оставить свою работу и, возможно, у него распалась семья. В такой тяжелой ситуации реабилитолог не должен убеждать этого человека в необходимости учить брайль", - говорит Маркета. "Часто люди боятся, что зрение совсем пропадет, если они будут читать только брайлевские тексты. Многие считают, что умение читать и писать - это удел зрячего человека, а я абсолютно убеждена, что они просто недооценивают себя и способны достичь большего".

По мнению Маркеты, нельзя принуждать людей к занятиям по брайлю, тем более, если этот процесс им неприятен. Задача реабилитолога - помочь незрячему сделать свой и, главное, правильный выбор. В любом случае, существуют и другие вспомогательные средства, которые при необходимости могут заменить брайлевский шрифт.

У каждого свой подход

"Научиться читать по брайлю можно за несколько недель. Главную роль в этом играет желание самого ученика", - подчеркивает Маркета Тойванен. "Освоить технику чтения можно разными способами. Одни лучше всего запоминают брайлевский алфавит, когда сами читают и пишут его, другие же хотят сравнивать его с плоскопечатным оригиналом. Некоторые пытаются сначала мысленно представить себе все брайлевские знаки, и только потом готовы пощупать их на бумаге. Учителю приходится соглашаться и на такой метод работы, конечно, напоминая о том, что он не самый желанный".

В пятидесятые годы Маркета Тойванен окончила школу для слепых, именно там она научилась читать и писать по брайлю. В Финской федерации инвалидов по зрению она работает последние десять лет. Как и другие реабилитологи страны, Маркета не имеет на то специального образования. Педагогические навыки она приобрела за время воспитания своих четырех детей.

Часть уроков на курсах проводятся в форме общения: преподаватель и студенты вместе решают поставленные ими задачи. Например, они делятся советами: как найти стрелочку на пакете молока, чтобы легко было открыть его, или как нужно пользоваться вилкой, чтобы не перепутать картошку с бифштексом, положенными на одну тарелку?

"Самое приятное в работе реабилитолога - видеть, что незрячий научился уважать себя, замечать в себе такие качества, на которые раньше просто не обращал внимания", -  говорит Маркета о своей работе.

Кто финансирует курсы обучения брайлю?

Люди приезжают на курсы Федерации инвалидов по зрению со всей страны. Каждый курс "элементарной" реабилитации состоит из четырех туров обучения, по две - три недели каждый. Участники сами составляют для себя расписание. Количество уроков так же зависит от потребностей и интересов учащихся. Для тех, кто не может приезжать на курсы в столицу, подобные туры устраиваются в двух регионах страны (приблизительно раз в три месяца). 

Помимо Федерации инвалидов по зрению, организацией курсов обучения брайлю занимаются и некоторые центральные больницы. Кроме того, в разных регионах страны работают незрячие учителя, с которыми можно заниматься на индивидуальных занятиях. Обычно эти же люди ведут брайлевские кружки в региональных обществах слепых и народных институтах.

Чаще всего брайлевские курсы финансируются пенсионным ведомством. Но иногда такие обязанности берут на себя центральные больницы или страховые компании.  Опираясь на закон "Об обслуживании инвалидов", любой незрячий Финляндии может подать заявление в муниципальное бюро социального обеспечения и получить средства на посещение таких курсов. Но,  несмотря на действие этого закона, получить эти деньги нелегко. 

"Власти не хотят понимать, что у человека, еще способного читать плоскопечатный текст, обнаружили серьезное заболевание зрительного аппарата, и ему в срочном порядке необходимо приступать к освоению брайля. Кроме того, само по себе стремление муниципальных властей сэкономить средства затрудняет процесс обучения брайлю. Даже тот факт, что власти согласились пойти на встречу, не всегда помогает, ведь деньги нужно еще и найти", - рассказывает Йоханна Лепляля, координатор по обучению брайлю в федерации инвалидов по зрению.

Брайль помогает во многом

"Без знания брайля мне не обойтись", - рассказывает студентка университета Сату Линдгрен. "Если мне нужно серьезно разобраться в тексте, то в первую очередь я обращаюсь к нему, ведь на кассете трудно найти нужное место. Кроме того, на брайле можно обозначить бутылки шампуня, кассеты и баночки для специй, что помогает мне в повседневном быту".

Сату изучает иностранные языки на факультете гуманитарных наук, поэтому часто читает  тексты на различных языках, и использует для этого компьютер. Синтезатор финской речи очень плохо произносит английские слова и не может дочитывать итальянские, если в окончании стоят апострофы. Поэтому она часто пользуется брайлевской строкой.

Сату не сразу решила учить брайль. Она родилась слабовидящей, с детства привыкла читать обычные книги. Она всегда была книгоедом, но на любимое занятие - чтение, стало уходить слишком много времени и сил. Сату быстро уставала, у нее появлялись головные боли, и через каждые пятнадцать минут непрерывного чтения ей требовался перерыв. Поэтому она решила подать заявление на индивидуальный курс брайля. В 1991 году, когда ей исполнилось 25 лет, Сату впервые пришла на реабилитационные курсы.

"Я не могла понять, как можно читать пальцами", - рассказывает Сату о своих впечатлениях после первых уроков. "Самым тяжелым для меня было научиться воспринимать целые отрывки текста, даже если не все буквы в словах я успеваю распознать". Теперь Сату бегло читает по брайлю,  но для этого требовалось много практики.

Забавные выдумки

"Чем чаще я использую брайль в забавных розыгрышах, тем мне легче учить его и тем мне легче общаться со своими зрячими сверсниками", - отмечает Сату. "Я люблю писать грифелем на простой писчей бумаге. Например, я могу коспектировать лекцию, используя для этого рекламные листочки, или написать стихи брайлевским шрифтом в обыкновенной тетради и оставить ее на столе. Представляете, как удивляются мои зрячие друзья, когда открывают ее  и видят вместо стихов какие-то выпуклые точки!" 

Сату считает, что брайль - это прекрасный язык, который для людей с нормальным зрением остается тайным, загадочным. Она ведет дневник о своей жизни, и никто из ее друзей не может его прочитать. Благодаря таким забавным выдумкам, брайль помогает зрячему человеку заинтересоваться жизнью слепого, стать ближе к нему. И, конечно, незрячему человеку  легче свыкнуться с мыслью о том, что он больше не может читать плоскопечатные тексты.  

Источник: http://gbs.spb.ru/old/Izdat/etud/title20.htm

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий