понедельник, 19 октября 2015 г.

О недоступной "доступной среде" на примере небольшой прогулки по центру Омска



Чтобы понять, что такое доступная, или безбарьерная среда в российских городах, лучше всего опереться на личный опыт. Руководитель лаборатории социологии градостроительства РосНИПИУрбанистики Елена Чернова делится своим опытом после посещения Омска.
Е. Чернова: Борис Мельников, координатор общественного движения "Омск - доступная среда", в часовой совместной прогулке открыл для меня очень важную тему создания доступной среды. В Градостроительном Кодексе РФ необходимость создания доступной городской среды зафиксирована в перечне основных принципов. А как не деле в российских городах реализуется этот принцип?
Б. Мельников: Слабовидящие - это значительная группа маломобильных горожан. Для того, чтобы они могли ориентироваться в городе нормативами предусмотрена специальная желто-черная разметка. Это самое контрастное природное сочетание цветов (как у осы). Желтый - цвет опасности. У нас же вообще не существует желтых разметок в потенциально опасных местах.  Подходим к подземному переходу. - Вот здесь мне непонятно, откуда я начну падать.
Среди инвалидов по зрению совсем слепых мало. Большинство - слабовидящие. И для них жизненно важно находить ориентиры в пространстве. Идеальный вариант - перила, которые бликуют при попадании света. Тут перила "правильные". Но начало спуска по ступенькам не совпадает с началом скоса перил. То есть перила дают ложный сигнал о том, когда начнется спуск.
Там, где идет перепад высот, тоже должно быть обозначено - или цветом, или резинкой, типа лежачего полицейского. Я иду, ориентируюсь на перила, ищу ступеньку, а ее нет.
А ведь это самый лучший вариант доступной среды в Омске, максимально комфортный, но и он никуда не годится. Вот пандус. Посмотрите, какой у него угол наклона. Представьте, как женщина коляску с ребенком будет спускать? Это смерть. И пандус зачем-то отполировали. То, что он гладкий, это красиво, но только для надгробного памятника. Про инвалида-колясочника я вообще не говорю, он тут никогда не спустится.
Внутри перехода есть подъемник и где-то есть кнопка их вызова, но ее еще нужно найти! Мы поискали и нашли эту кнопку снаружи.
Колясочник едет по улице, заезжает в переход. Откуда он должен знать, что кнопка вызова находится снаружи? Это еще один пример того, что по отдельности какие-то элементы доступности созданы, но в целом доступная среда не образуется, т.к. все эти элементы должны быть в комплексе. Тогда они начинают работать. А комплексности нет вообще.
Вот мы наконец-то спустились по лестнице и идем по переходу. Тут тоже нет никакой направляющей для слабовидящих. Приходится ориентироваться по фонарям.
Монументальные мусорницы стоят сразу за поворотом - налетев на такую, очень легко убиться. Урна эта не поворачиваемая, не покрашена в контрастный цвет. Но ведь подобный объект не должен быть замаскирован так, что и зрячий человек может не заметить! Я каждый год лежу в больнице с побитыми и даже поломанными ногами. Потому что одни люди не думали о других.
Вот еще одна маленькая ступенечка, которая никак не обозначена, но маломобильному жителю этого хватит, чтобы голеностоп сломать.  И, подчеркиваю, это еще самое лучшее, что сделано в плане безбарьерной среды в Омске. Потому что доступная среда - это кормушка. Сегодня с инвалидами работать выгоднее, чем наркотиками торговать.
Лужа хороша, т.к. она бликует:
На большинстве перекрестков не предусмотрено съезда с бордюров, колясочникам не проехать.
Светофоры очень неудачно расположены. Светофор часто устанавливается на фоне рекламы. Я стою и не могу понять - горит красный свет, или это реклама? А если реклама имеет зеленый фон - это вообще смертельно опасно. Я увидел зеленый и пошел. В ГОСТах кажется этого нет...
Е.Чернова, заметка на полях: Да, неудачно расположенные светофоры характерны не только для перекрестков омских улиц. Вот пример Петербурга, центр, переход к Астории. Я стояла на противоположной стороне улицы и не понимала, где же светофор, и когда можно начать переход. Стала переходить, так и не обнаружив светофор, ориентируясь на то, что люди на противоположной стороне вступили на проезжую часть. Наконец светофор обнаружился...
Из асфальта повсеместно торчат какие-то штыри, трубы... Раньше такое ставили на Пулковских высотах, чтобы фашисты не прошли, а теперь против собственных граждан ставят.
Стоя у вывески банкомата, мы немного порассуждали о том, что ее оформили по всем правилам, в самые контрастные желто-черные цвета.
Однако рядом нет пандуса, чтобы подняться колясочнику.
И опять не совпадает начало перил и начало ступенек... Это совсем не мелочи, т.к. из таких мелочей и складывается доступность. Универсальная доступность означает, что городская среда должна быть удобной для всех. Каждый человек в то или иное время является маломобильным. Доступная среда - это не прихоть инвалида, который раз в год в коляске выедет.
Наконец мы обнаружили пандус. Уклон немного выше нормативного, но все-таки доступный для колясочника. Это пример условно-доступной среды. Стандарт для разворота коляски тоже выдержан.
Но доступность заканчивается в дверях, т.к. дверь в данном месте открывается на себя. Попробуйте открыть такую дверь, сидя в коляске. Коляску нужно отогнать, вырастить вот такую руку... Или кого-то просить, чтобы открыли дверь.
Первая и последняя ступенька тут тоже не отмечены. Сейчас для слабовидящего это общее серое пространство. И опять несостыковка между началом спуска и началом скоса перил. Очень много денег потратили, т.к. хромированные перила очень дорогие, но результат "тройка с минусом".
Примеров даже такой условно-доступной среды крайне мало. А главное, нет цельной картины - так, отдельные вкрапления. Если мы вырываем кусок, его могут хоть золотом покрыть, он все равно ни о чем не говорит. Как подойти или подъехать к этой красоте? Нет стоянки для инвалидов, нет вообще стоянки, знака, можно ли тут поставить автомобиль.
Доходим до парковки. Но мест для инвалидов на ней не предусмотрено, хотя по ГОСТУ они должны быть отмечены.
Немного поговорили о плитке, по которой идем. Она не только очень не эстетичная, но и не удобна для слабовидящего или незрячего, т.к. белая трость все время цепляется за выбоины. Трости хватает на 3 месяца, потом приходится новую покупать. По опыту Бориса в Европе такой плитки нет. Там очень гладкий качественный асфальт или брусчатка.
А вот и наши любимые швеллеры. И как я попаду в суд? Как поднять или спустить коляску с таким углом наклона? По ГОСТу все должно быть оборудовано пандусами. Швеллеры - это убийцы, их нет ни в ГОСТах, ни в СНиПах. И это центр города, это государственное учреждение, которому выделяют на это средства.
А это районный суд... Пандус, который тут сделали - опять пример так называемой условной доступности, т.к. угол наклона значительно выше нормативного.
Ненамного дороже было бы сделать пандус более длинным и пологим и обеспечить действительную доступность. Нужно было бы вот отсюда начать делать этот пандус.
Развернуться тут невозможно, т.к. ширина разворотной площадки должна быть 110 см.
Закончилась наша часовая прогулка. Но одного часа с компетентным и заинтересованным человеком хватило для того, чтобы настроить взгляд на эту проблему и понять, что дело не в отсутствии денег (их, по утверждению Бориса, расходуется очень много), а насколько бездарно, бездушно и бездумно они расходуются. Уже расставшись с Борисом, я шла по городу и продолжала анализировать различные сооружения, призванные обеспечить комфорт маломобильным горожанам. Вот это, наверное, самый длинный в городе пандус с самым что ни на есть пологим углом наклона.
Но как колясочник подъедет к этому замечательному пологому пандусу?
Вывод простой. Наши проектировщики и городские управленцы очень любят говорить об общественном участии в проектировании, о вовлечении горожан в планирование. Но горожане - это не однородная масса. Это разные группы, для которых значимы и важны разные аспекты проекта. И одна из таких групп, "профессиональных горожан" и экспертов по доступности городской среды - это маломобильные горожане. Нужно специально в каждый градостроительный и строительный проект привлекать представителей этой группы горожан.
Благодарим Бориса Мельникова за предоставленный материал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий