Самыми социально развитыми
среди европейских стран директор ФГНУ «Институт коррекционной педагогики»
профессор Николай Малофеев называет скандинавские страны: «В Дании с 1950-х
годов все студенты, получающие педагогическую профессию, в обязательном порядке
проходили краткое ознакомление с проблемами обучения детей с особыми
образовательными потребностями. Учителя заранее знали, что делать, если в
классе оказывался “нестандартный” ученик, как помочь ему, как разговаривать с
его родителями, к какому специалисту порекомендовать им обратиться». В других
европейских странах политика интегрированного обучения инвалидов началась в
конце 1970-х, в 1980-е годы. По свидетельству Николая Малофеева, «широкому
внедрению инклюзивного образования предшествовала длительная и кропотливая
работа, создавалась инфраструктура, готовились кадры. На протяжении вот уже 30
лет СМИ и киноиндустрия целенаправленно формируют толерантное отношение со
стороны населения к инвалидам – детям и взрослым».
В Италии в 1977 году были
приняты первые нормативные акты, регулирующие инклюзивное образование:
максимальное количество детей в классе – 20 человек, детей-инвалидов от общего
количества – 2 учащихся, классы, которые до этого были специализированными для
инвалидов, упразднялись, а педагоги-дефектологи, работавшие в таких классах,
отныне объединялись с обычными учителями, оба педагога взаимодействовали со
всеми детьми в классе. Все специализированные учреждения были разом закрыты во
всей стране, дети-инвалиды были включены в жизнь общества, но по оценкам
экспертов, качество их образования пострадало. В 1992 году был принят новый
закон, по которым во главу угла ставилась не только социализация, но и
образование особых детей. К 2005 году более 90% итальянских детей-инвалидов
обучались в обычных школах.
В Великобритании инклюзивное
образование стало частью национальной образовательной программы в 1978 году.
Именно тогда было введено словосочетание «специальные образовательные
потребности», это не было равно понятию «инвалидность», и было признано на
государственном уровне, что эти «потребности» могут осуществляться в
большинстве случаев на базе общеобразовательной школы. В 1981 году был принят
закон об образовании лиц с особыми образовательными потребностями и с инвалидностью.
Если раньше, в зависимости
от заболевания ребенка, он направлялся в одну из специализированных школ в
зависимости от одного из 11 видов «нарушения», то теперь специальные
образовательные потребности определялись не потому, какое заболевание было у
ребенка. Группа специалистов, – педагоги, психологи, социальные работники –
изучали внешние условия жизни ребенка, его окружение. Этот закон в области
образования законодательно закрепил в Британии переход от «медицинской» модели
понимания инвалидности к социальной модели.
В 1994 году были созданы
специальные независимые суды (Special Educational Needs Tribunal – SEN
Tribunal) для рассмотрения конфликтных вопросов между родителями и местными
управлениями образования по процедуре определения и содержанию специальных
образовательных потребностей или при несогласии с выбором места обучения
ребенка той или иной стороной. Год спустя был принят Акт против дискриминации
по признаку инвалидности.
К ХХI веку британское
законодательство регламентирует:
• как, каким образом
принимается решение о месте обучения ребенка с особыми образовательными
потребностями,
• какое значение в принятии
этого решения играет выбор родителей,
• каким образом будет
обеспечена дополнительная поддержка,
• как будет проводиться
оценка результатов обучения.
К 2008 году более 1,2
миллиона детей с особыми образовательными потребностями успешно обучаются в
общеобразовательных школах, при этом система специализированных школ также
существует.
Инклюзивное образование в
Испании насчитывает более 40 лет, в 1940 впервые был официально закреплен в Общем законе об
образовании термин «специальное образование», в 1975 году создается
самостоятельное учреждение Национальный институт специального образования. В
1978 году испанская конституция устанавливает: «Органы исполнительной власти
будут осуществлять политику предупреждения, лечения, реабилитации и интеграции
инвалидов с физическими, сенсорными и психическими заболеваниями, нуждающихся в
особом внимании и будут специально защищены, чтобы они могли воспользоваться
своими правами, которые конституция предоставляет всем гражданам».
В 1985 специальный
королевский декрет устанавливает, что инвалиды имеют равные образовательные
права по сравнению с обычными людьми, их образование должно «базироваться на
общем для всех образовании, всегда имея в виду индивидуальные особенности».
В 1990 году принят закон,
который отныне регулирует и определяет специальное образование внутри общего
образования, устанавливает включение специального образования в общеобразовательную
систему, а также вводит понятие специальных образовательных потребностей. Дети
со специальными образовательными потребностями могут быть приняты к обучению
как в общеобразовательные школы, так и в специальные. Этот документ также устанавливает,
что дети со специальными образовательными потребностями должны включаться в
общеобразовательный процесс обучения через адаптацию каждой школьной программы
к индивидуальным возможностям любого из учеников. Обучение в специальных школах
может иметь место только тогда, когда потребности ученика не могут быть
удовлетворены в рамках общеобразовательной школы.
В 2006 году принят закон,
который ввел новое понятие «специальные потребности в образовательной
поддержке», в которую входят одаренные дети, дети со специальными
образовательными потребностями, дети иностранцев, дети, нуждающиеся в
образовательной компенсации (например, включившиеся в образовательную систему с
опозданием). Ученики со специальными образовательными потребностями имеют
помощников (тьюторов).
Но не стоит думать, что
инклюзивное образование – это заслуга исключительно западной цивилизации. Среди
стран, появившихся после распада Советского Союза, лидером инклюзивного
образования стала Армения. По словам специалистов здесь разработаны уникальные
программы интеграции детей-инвалидов в школы. Примером успешной инклюзии служит
и Азербайджан.
Источник:
https://www.miloserdie.ru/article/inklyuzivnoe-obrazovanie-ne-stroitsya-pod-normu/
Комментариев нет:
Отправить комментарий