понедельник, 26 октября 2015 г.

Инклюзивное образование на Западе



Самыми социально развитыми среди европейских стран директор ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» профессор Николай Малофеев называет скандинавские страны: «В Дании с 1950-х годов все студенты, получающие педагогическую профессию, в обязательном порядке проходили краткое ознакомление с проблемами обучения детей с особыми образовательными потребностями. Учителя заранее знали, что делать, если в классе оказывался “нестандартный” ученик, как помочь ему, как разговаривать с его родителями, к какому специалисту порекомендовать им обратиться». В других европейских странах политика интегрированного обучения инвалидов началась в конце 1970-х, в 1980-е годы. По свидетельству Николая Малофеева, «широкому внедрению инклюзивного образования предшествовала длительная и кропотливая работа, создавалась инфраструктура, готовились кадры. На протяжении вот уже 30 лет СМИ и киноиндустрия целенаправленно формируют толерантное отношение со стороны населения к инвалидам – детям и взрослым».
В Италии в 1977 году были приняты первые нормативные акты, регулирующие инклюзивное образование: максимальное количество детей в классе – 20 человек, детей-инвалидов от общего количества – 2 учащихся, классы, которые до этого были специализированными для инвалидов, упразднялись, а педагоги-дефектологи, работавшие в таких классах, отныне объединялись с обычными учителями, оба педагога взаимодействовали со всеми детьми в классе. Все специализированные учреждения были разом закрыты во всей стране, дети-инвалиды были включены в жизнь общества, но по оценкам экспертов, качество их образования пострадало. В 1992 году был принят новый закон, по которым во главу угла ставилась не только социализация, но и образование особых детей. К 2005 году более 90% итальянских детей-инвалидов обучались в обычных школах.
В Великобритании инклюзивное образование стало частью национальной образовательной программы в 1978 году. Именно тогда было введено словосочетание «специальные образовательные потребности», это не было равно понятию «инвалидность», и было признано на государственном уровне, что эти «потребности» могут осуществляться в большинстве случаев на базе общеобразовательной школы. В 1981 году был принят закон об образовании лиц с особыми образовательными потребностями и с инвалидностью.
Если раньше, в зависимости от заболевания ребенка, он направлялся в одну из специализированных школ в зависимости от одного из 11 видов «нарушения», то теперь специальные образовательные потребности определялись не потому, какое заболевание было у ребенка. Группа специалистов, – педагоги, психологи, социальные работники – изучали внешние условия жизни ребенка, его окружение. Этот закон в области образования законодательно закрепил в Британии переход от «медицинской» модели понимания инвалидности к социальной модели.
В 1994 году были созданы специальные независимые суды (Special Educational Needs Tribunal – SEN Tribunal) для рассмотрения конфликтных вопросов между родителями и местными управлениями образования по процедуре определения и содержанию специальных образовательных потребностей или при несогласии с выбором места обучения ребенка той или иной стороной. Год спустя был принят Акт против дискриминации по признаку инвалидности.
К ХХI веку британское законодательство регламентирует:
• как, каким образом принимается решение о месте обучения ребенка с особыми образовательными потребностями,
• какое значение в принятии этого решения играет выбор родителей,
• каким образом будет обеспечена дополнительная поддержка,
• как будет проводиться оценка результатов обучения.
К 2008 году более 1,2 миллиона детей с особыми образовательными потребностями успешно обучаются в общеобразовательных школах, при этом система специализированных школ также существует.
Инклюзивное образование в Испании насчитывает более 40 лет, в 1940 впервые был  официально закреплен в Общем законе об образовании термин «специальное образование», в 1975 году создается самостоятельное учреждение Национальный институт специального образования. В 1978 году испанская конституция устанавливает: «Органы исполнительной власти будут осуществлять политику предупреждения, лечения, реабилитации и интеграции инвалидов с физическими, сенсорными и психическими заболеваниями, нуждающихся в особом внимании и будут специально защищены, чтобы они могли воспользоваться своими правами, которые конституция предоставляет всем гражданам».
В 1985 специальный королевский декрет устанавливает, что инвалиды имеют равные образовательные права по сравнению с обычными людьми, их образование должно «базироваться на общем для всех образовании, всегда имея в виду индивидуальные особенности».
В 1990 году принят закон, который отныне регулирует и определяет специальное образование внутри общего образования, устанавливает включение специального образования в общеобразовательную систему, а также вводит понятие специальных образовательных потребностей. Дети со специальными образовательными потребностями могут быть приняты к обучению как в общеобразовательные школы, так и в специальные. Этот документ также устанавливает, что дети со специальными образовательными потребностями должны включаться в общеобразовательный процесс обучения через адаптацию каждой школьной программы к индивидуальным возможностям любого из учеников. Обучение в специальных школах может иметь место только тогда, когда потребности ученика не могут быть удовлетворены в рамках общеобразовательной школы.
В 2006 году принят закон, который ввел новое понятие «специальные потребности в образовательной поддержке», в которую входят одаренные дети, дети со специальными образовательными потребностями, дети иностранцев, дети, нуждающиеся в образовательной компенсации (например, включившиеся в образовательную систему с опозданием). Ученики со специальными образовательными потребностями имеют помощников (тьюторов).
Но не стоит думать, что инклюзивное образование – это заслуга исключительно западной цивилизации. Среди стран, появившихся после распада Советского Союза, лидером инклюзивного образования стала Армения. По словам специалистов здесь разработаны уникальные программы интеграции детей-инвалидов в школы. Примером успешной инклюзии служит и Азербайджан.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/inklyuzivnoe-obrazovanie-ne-stroitsya-pod-normu/

Комментариев нет:

Отправить комментарий