«Сила
обаяния собаки заключена в глубине дружбы и крепости духовных уз, которые
связали ее с человеком…»
(К.
Лоренц)
Попытки использования собак в качестве
помощников людей, лишенных зрения, известны с древних времен. Первое
документальное подтверждение таких попыток относится к средневековью. Так,
например, в Нюрнберге, в церкви святого Себалдуса, имеется настенный рисунок,
относящийся к 1465 году, на котором изображен идущий по улице слепой человек в
сопровождении собаки.
Сначала в качестве проводников слепых
использовались небольшие беспородные собаки, приученные самими слепыми. Они
вели за собой человека вдоль дороги по привычным маршрутам, от одного
населенного пункта к другому.
Первые научные рекомендации по
дрессировке собак — проводников слепых и обучению самих слепых работе с этими
собаками были даны в книге известного венского врача-окулиста И. Берна «Глаз»
(1813 г.). Там же рассказывается, как уже в 1780 году больные люди из госпиталя
для слепых сопровождались по улицам Парижа хорошо выдрессированными собаками.
Однако все эти попытки использования
собак — проводников слепых были единичными случаями и не имели дальнейшего
распространения. Первую попытку целенаправленного обучения собак для службы в
качестве проводников слепых сделал основатель Венского королевского института
для слепых И. В. Клейн. Он стремился облегчить положение своих подопечных, занять
их полезным трудом. В изданной им в 1819 году «Учебной книге» Клейн обосновал
возможность применения собак — проводников слепых, а также кратко изложил
правила содержания собак и методику их дрессировки.
В течение последующих почти 100 лет эта
книга являлась основным пособием по обучению слепых и дрессировке
собак-прводников.
Серьезная подготовка собак-проводников
началась после Первой мировой войны, которая оставила после себя множество
людей, потерявших зрение, множество искалеченных судеб.
В 20-х годах в Германии создается
общество, которое организует и содержит за свой счет в Мюнхене первую школу по
подготовке собак-поводырей. Затем такие же школы были организованы в Потсдаме и
Ольденбурге. Опыт оказался успешным. И вскоре школы были открыты в Швейцарии,
Англии, США. Так, в Швейцарии школа для собак с 1927 года стала готовить собак
наряду с другими службами и к использованию их в качестве проводников слепых.
Все эти школы содержались на средства различных благотворительных организаций.
Некоторые из школ преследовали коммерческие цели и стоимость подготовки собак
для слепых была в них весьма высокой.
В России до революции наблюдались лишь
единичные случаи использования собак в качестве проводников слепых. Эти
сведения зафиксированы в источниках начала XX века. Такие собаки, как правило,
завозились из-за границы, отечественных методов их подготовки не существовало.
Созданное в 1925 году Всероссийское общество слепых практически не могло в тех
условиях заниматься таким сложным делом, как дрессировка собак, да и не
считалось это острой необходимостью.
Первые шаги в этом направлении были
сделаны в июне 1954 года в Центральной школе военного собаководства. Затем это
дело возложили на Центральную школу служебного собаководства Осоавиахима. Через
три года ее закрыли, и начатая работа надолго прекратилась.
Лишь 26 мая 1960 года по решению
президиума Центрального правления ВОС в Вешняках под Москвой была организована
первая и единственная в стране Центральная республиканская школа по подготовке
собак-проводников для слепых (ныне Республиканская школа восстановления
трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников. В 1969 г. школа
переехала в поселок Купавна).
С первых же шагов коллективу школы
пришлось решать нелегкие задачи: разрабатывать методику дрессировки собак,
вести опытную и экспериментальную работу в области выбора пород, дрессировки и
содержания животных, устанавливать связи с научно-исследовательскими и
общественными организациями с целью изучения опыта служебного собаководства и
т. д.
Но у первого директора школы Н. Орехова
и его сотрудников было горячее стремление решить сложную проблему — дать
незрячему человеку надежного четвероногого помощника и друга. Требовался
большой кропотливый труд.
Розыскную службу часто и по праву
называют «высшим образованием» служебной собаки, но вершина дрессировки — это
все же собака — проводник слепого. От ее каждодневной работы зависит жизнь и
безопасность доверившегося ей человека. Для службы незрячим людям отбирают
собак определенных пород. Это немецкие овчарки, лабрадоры. Инвалиды по зрению
заранее оговаривают породу и пол будущего помощника. В школе следуют их вкусам,
отбирают нужных щенков. Возраст собак, с которыми начинают работу по дрессуре,
колеблется от 10 месяцев до 2,5 лет.
Ко всем этим разномастным «ученикам и
ученицам» школы предъявляют требование — отсутствие в их характере
агрессивности.
Собака должна быть послушной,
добронравной, умной, терпеливой и выносливой. Она должна обладать хорошей
восприимчивостью и памятью, умением сконцентрироваться на выполняемой задаче. И
еще много разных «должна» требует от нее эта служба.
Задача собаки-проводника — размеренно,
ровно вести незрячего хозяина, чтобы тот мог идти спокойно и уверенно, она
должна держаться рядом. Но самое главное — научить его обращать внимание на
препятствия, которые для самой собаки просто не существуют. В этой школе собак
учат понимать характер движения слепых инвалидов и одновременно формируют новые
собачьи повадки: не бояться лифта и толпы, уметь плавно., не дергая поводок,
ходить по улицам и лестницам. Их учат ориентироваться во всех видах транспорта,
общественных заведениях и обыкновенных квартирах. По словам директора школы А.
М. Ермошина: «Обучение собак-поводырей — труд титанический».
Пять-шесть месяцев длится обучение
собаки-проводника. Собака проходит общий и специальный курсы дрессировки. На
территории школы оборудован учебный городок, где дрессируют собак по
специальному курсу. Большая часть занятий проходит за пределами школы: в
условиях города, сельской местности. За сравнительно небольшой срок собака
должна освоить сложнейшую из существующих служб, чтобы потом стать незаменимым
помощником инвалида по зрению.
Сегодня школа — это комплекс зданий и
вспомогательных сооружений, где созданы все условия для успешной работы
персонала. При школе имеется ветеринарная часть, где больным собакам
оказывается лечебная помощь.
Просторные вольеры позволяют правильно
размещать и содержать собак, что является важным условием сохранения их
здоровья и работоспособности.
Но вот обучение позади, и наступает
экзамен, его принимает специальная комиссия. Инструктор-методист в
светонепроницаемых очках вместе с собакой сдает экзамен. Проверка идет в
условиях, максимально приближенных к реальным. «Выпускники» этой школы
запоминают достаточное количество маршрутов, по которым им придется водить
незрячего. После проверки в жизни собаки-проводника наступает новый период,
один из самых ответственных и сложных: передача новому хозяину.
Для передачи подготовленных собак
будущих владельцев приглашают в школу на две недели. С разных концов страны
приезжают в школу люди, лишенные зрения. Им и их сопровождающим оплачивается
дорога в школу и обратно, а также двухнедельное пребывание во время передачи
собаки. Обучение, питание и проживание приезжающих за собаками осуществляется
за счет инвестиций из федерального бюджета. Для сопровождающего, если он
инвалид по зрению, предоставляются льготы по питанию. За работающими в системе
ВОС инвалидами I группы по зрению на период обучения сохраняется 50 % средней
заработной платы по основному месту работы.
В школе к услугам слушателей просторные
учебные кабинеты и классы, оснащенные наглядными пособиями и оборудованием,
столовая, библиотека с читальным залом, светлые жилые комнаты, уютные холлы для
отдыха.
Учебная программа предусматривает для
них теоретические и практические занятия. Они слушают курс общей и специальной
дрессировки собак, знакомятся с основными требованиями по уходу за ними, их
содержанию и кормлению, приобретают навыки оказания первой помощи при
заболевании и травмах собак, Отныне их неоценимым помощником и постоянным
спутником, «глазами» должна стать собака.
Но не только собака привыкает к новому
человеку, человек тоже должен привыкнуть к животному, а также заново учиться
ходить, ездить на транспорте; ему необходимо научиться понимать знаки,
подаваемые собакой, уметь ею управлять.
Подготовленная в школе собака передается
бесплатно в личное пользование инвалиду по зрению. Он несет ответственность за
своего четвероногого помощника, за его правильное содержание и использование.
Вместе с собакой незрячему передается комплект снаряжения и паспорт.
Но связь со школой не обрывается. Собака
находится на балансе школы. Она имеет номерное личное дело. Контроль за работой
собак возложен на региональные общества слепых. Владельцы обученных собак не
вправе продать их или просто передать в чужие руки. При необходимости они могут
вернуть собаку назад, в школу.
Задуманная как эксперимент, школа
оправдала надежды специалистов. За время своего существования подготовила
тысячи надежных и верных проводников слепых. До 1995 года школа ежегодно
готовила до 100–110 собак-проводников. Из-за ухудшения экономической ситуации в
стране в 1998 году инструкторами-методистами школы было подготовлено лишь 19
собак. На территории школы был закрыт питомник и проведено сокращение
сотрудников. В 1999 году финансовое положение школы улучшилось, и было
подготовлено около 50 собак.
Добрые и заботливые люди в подмосковной
Купавне продолжают профессионально и бескорыстно выполнять свою повседневную
работу — дрессируют новых собак-проводников, чтобы облегчить жизнь многим
другим незрячим. Авторитет российских дрессировщиков четвероногих проводников
очень высок. В школу приезжают иностранцы с просьбой обучить для них
собак-проводников.
Собаки-проводники достойны самой большой
благодарности, зачастую принимая удар на себя, охраняя своего хозяина, во
многом облегчая передвижения инвалида и обеспечивая его мобильность.
Благодарим Юлию Семёнову за
предоставленный материал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий