Споры о том, насколько
эффективно совместное обучение здоровых детей и детей, имеющих трудности в
обучении, не утихают. Как помочь
ребенку-инвалиду избежать конфликтов в детском коллективе и справиться со
школьной программой, как сделать так, чтобы он не переутомился на занятиях и не утратил веру в себя. Эти
вопросы мы адресуем директору московской инклюзивной школы № 1429 Любови
Олтаржевской.
- Любовь Евгеньевна, вашей
школе эксперимент по инклюзивному образованию идет уже шестой год. Как удается
ввести ребенка в новую для него среду? Какие проблемы при этом возникают?
- Сегодня в нашей школе
девятнадцать детей с ограниченными возможностями здоровья. Есть дети с ДЦП,
расстройствами аутистического характера,
эпилепсией, с серьезными нарушениями зрения. У большинства сохранен интеллект.
В этом году в первый класс мы приняли
мальчика-колясочника с тяжелой
формой ДЦП и девочку с синдромом Дауна.
В каждом инклюзивном классе
введена ставка тьютора-воспитателя. Он находится
рядом с ребенком в течение всего учебного дня. Ребенку не нужно в одиночку
преодолевать психологические и
физические барьеры. В этом залог успеха.
Если у ребенка возникают
трудности с усвоением материала, преподаватель дает ему индивидуальные задания.
Тьютор сидит с ребенком за одной партой. Он не вмешивается в работу, только
деликатно направляет, если это нужно. Главное задача тьютора – поддерживать
ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог
социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников. Воспитатель
координирует работу всех специалистов группы
сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК.
Кроме того, он помогает выстраивать отношения ребенка с другими детьми.
Конечно, немаловажно, что наша
школа находится в новом здании, в котором
есть пандусы, туалеты для инвалидов, специальный лифт, опознавательные
цветовые символы для слабовидящих, зона релаксации, кабинет психологической разгрузки, сенсорная
комната, зал ЛФК.
- Для детей с трудностями в
обучении не предусмотрены сокращенные уроки?
- Конечно, не каждый наш
ученик может выдержать сорокапятиминутный урок. Для того чтобы контролировать
ситуацию как раз и нужен тьютор. Если ребенок ушел мыслями с урока, он пытается
вернуть его в школьную ситуацию, помочь сконцентрироваться. Мы используем в
обучении элементы программы коррекционных школ. Если ребенок устал, можно
переключить его внимание на какое-то время – пойти в зал физкультуры, зимний
сад.
Сегодня меняется парадигма
образования. Если раньше мы говорили о знаниях, то сейчас говорим о
компетенциях в ключевых областях,
которые позволяют человеку успешно социализироваться. В связи с этим наша
главная задача – помощь в социализации
особого ребенка.
- Как происходит оценка
знаний?
- Сегодня все ребята
справляются с программой. Кто-то лучше, кто-то с проблемами, но их успеваемость
позволяет переходить из класса в класс. В будущем году нас ожидает серьезное
испытание. Старшие дети перейдут в
шестой класс, начнутся сложные предметы – география, физика, химия,
биология.
Мы государственное
образовательное учреждение, предоставляем образовательную услугу и в итоге
должны выдать документ, который свидетельствует о том, что ребенок освоил
программу. В то же время для нас очевидно, что часть детей программу не освоят.
Непонятно, какой документ об образовании следует им выдавать.
И в Москве принят закон об
образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это стратегический, прорывной документ, но ему не
хватает конкретики. Если под него не
будут приняты подзаконные акты, он не
будет работать.
Надеемся, что к моменту
выхода детей из школы эта проблема будет решена. Не так давно у нас были гости
из Англии, где действует 100-балльная система оценки знаний. Думаю, она могла
бы решить нашу проблему оценки знаний. Все дети получают единый документ, но у
кого-то по математике 80-100 баллов, которые позволяют ему продолжить
образование в университете, а у кого-то 7-10 баллов. Это говорит о том, что
ребенок получил социальные навыки в процессе обучения – научился считать, может
расплачиваться в магазине, знает время.
- За время проведения
эксперимента педагоги убедились в преимуществе инклюзивного образования?
- Безусловно. Приведу
примеры. Мальчик, страдающий аутизмом, пришел к нам в прошлом году в первый
класс. На первых порах он не контактировал со сверстниками, очень сложно было
привлечь его внимание.
Недавно у нас побывали
специалисты из городской службы. Они были крайне удивлены результатам, который
этот ребенок показал за год обучения в инклюзивном коллективе. Он здоровается,
улыбается, отвечает на вопросы, усваивает школьную программу.
В нашей школе нет ребят,
которые не занимаются физкультурой. Те, у кого есть ограничения по здоровью,
занимаются в отдельной группе. Но малыши настаивают на том, чтобы
заниматься вместе со здоровыми
сверстниками. Один первоклассник из спецгруппы по физкультуре подошел к
преподавателю и спросил: «Игорь
Анатольевич, почему вы лишаете меня общения?». Мы пришли к такому решению этого
вопроса – первые двадцать минут дети занимаются лечебной физкультурой, а потом
вместе со всем классом играют.
- Когда принималось решение
о начале эксперимента, не возникало возражений со стороны родителей здоровых
детей?
- В нашей школе традиционно
обучались все дети: конкурсного отбора никогда не было, существовали классы
коррекционного обучения. Мы восприняли вхождение в эксперимент как помощь в уже
ведущейся работе. Наши педагоги прошли подготовку в центре
психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской», который стоял у
истоков проекта «СТРИЖИ» (стремление к инклюзивной жизни). Включение в проект
позволило ввести дополнительные ставки специалистов службы сопровождения,
улучшить материальную базу школы. Наши специалисты побывали на стажировках в
Белоруссии, Армении, где есть большой опыт инклюзивного образования. Эта работа
могла не получиться, если бы у нас не было поддержки со стороны окружного
управления образования и городского департамента образования.
Многие родители, услышав о
том, что мы работаем по программе «СТРИЖИ», приводят своих здоровых детей к нам
в первый класс. По их мнению, в обстановке инклюзивной школы их дети будут
более милосердными, добрыми к
окружающим. Для родителей это важный критерий.
Дата публикации 05.03.2011
Автор статьи: Марина
Меренченко
Источник: http://www.materinstvo.ru/art/6922
Комментариев нет:
Отправить комментарий