Это стало возможным благодаря проекту
«Эмограф», авторами которого выступили петербургские урбанисты
Если нет возможности увидеть реальный
мир, его можно почувствовать и даже выразить в виде рисунка. Правда, для этого
потребуется специальное оборудование. Проект «Эмограф», который позволяет
понять, что переживает незрячий человек, скажем, читая книгу, зародился меньше
месяца назад. Он – детище петербургских урбанистов. Один из соавторов –
советник ректора университета ИТМО Михаил Климовский рассказал «ПД» об идее
проекта и о планах на будущее.
Открытая галерея
Как должен выглядеть забор вокруг школы
для незрячих и слабовидящих детей? Как галерея под открытым небом. К такому
выводу пришли Михаил Климовский и его коллеги после того, как руководство
школы-интерната №1 имени К.К. Грота обратилось с просьбой как-то украсить или
расписать ограждение.
Вместо того, чтобы обновить уже
имеющийся орнамент или нанести новый, Михаил предложил привлечь к
благоустройству тех, кто здесь воспитывается.
«Когда нас с коллегой попросили
преобразовать этот забор, мы решили, что будет правильным превратить его в
своего рода открытую галерею, где гости смогли бы познакомиться с
произведениями, созданными учащимися этой школы, – рассказывает Михаил. – Ведь
до сих пор никто не привлекал этих людей к проектированию окружающей среды. А ведь
незрячий человек испытывает чувства, эмоции, которые с помощью технологий можно
преобразовать, как минимум в цветографическое изображение».
Так и зародился проект «Эмограф». Суть
его проста: на незрячего человека надевают прибор для составления
энцефалограммы и подключают его к компьютеру. Все, что требуется от
испытуемого, – читать книгу, полностью отдавшись эмоциям и полету фантазии.
Устройство зафиксирует всё, что в это время чувствует человек.
«Данные, которые считывает прибор,
передаются на компьютер сначала в виде графика, потом они преобразуются в
цветовой формат и после этого – в графическое изображение, – объясняет Михаил.
– У нас есть четыре основных цвета: желтый обозначает радость, красный –
злость, синий – печаль, зеленый – удовлетворение. В зависимости от того, что в
конкретный момент времени чувствует человек, и составляется картина».
В результате получаются причудливые
абстрактные композиции с преобладанием того или иного цвета. Они-то и будут
размещены на заборе. Делается это по технологии «урбан-фрески», когда
изображение не рисуется человеком, а распечатывается особым способом и как бы
наклеивается на поверхность.
Эмоции вслепую
Сейчас на ограждении школы-интерната им.
К.К. Грота на улице Шаумяна красуются три таких картины. Автор замысловатых
произведений – сотрудник школьной библиотеки Ольга Агафонова. Так как пока еще
дети на занятия не ходят, «урбан-фрески» для пилотного проекта предложили
создать ей. Женщина с рождения почти не видит. Различает только цвета и крупные
предметы. Зато виртуозно обращается с книгами, написанными шрифтом Брайля.
Когда Ольге предложили определиться с
произведениями, которые она будет читать, из тысяч изданий она выбрала
Священное писание, стихи Есенина и пушкинскую «Сказку о царе Салтане».
«Я человек верующий, поэтому Священное
писание первым пришло мне в голову, – говорит Ольга. – Есенин – один из моих
любимых поэтов. На его стихи есть много проникновенных песен. Ну и Пушкин
пришел на ум. Решила взять «Сказку о царе Салтане», потому что когда ее
читаешь, вся картина сразу перед тобой предстает: видишь царя Гвидона, как
лебедь плывет… Это фантастически с точки зрения красочности!»
То, что по итогам выдал компьютер,
впечатлило всех. «Мы увидели, что на тех рисунках, которые получились после
прочтения Есенина и Священного писания, много зеленых тонов. Это значит, что
человек находился в умиротворенном состоянии, – поясняет Михаил Климовский. – А
вот отрывок из Пушкина вызвал больше всего эмоций. Здесь ощущения полностью
захлестнули Ольгу».
Читайте далее здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий