В автобусах Екатеринбурга появились табло для слепых на азбуке Брайля. Самую крупную партию, 70 штук, разместило предприятие, обслуживающее маршруты № 48, 64 и 047. Еще два
перевозчика, работающие на маршрутах 024 и 077, только начали оснащать тактильными табло свой парк.
По словам предпринимателей, к этому их обязывает федеральное
законодательство. Вся информация для пассажиров-инвалидов должна дублироваться
звуковыми и зрительными сигналами, надписями, выполненными рельефно-точечным
шрифтом Брайля. На екатеринбургских табличках указан номер автобуса, путь
следования, исполнитель услуг и контролирующие структуры. Каждая стоит примерно
2,5 тысячи рублей.
Чтобы оценить новшество, корреспондент "РГ"
проехала на одном из автобусов. Поскольку я уже знала, где расположена
табличка, найти ее не составило труда: яркое желтое пятно на окне размером чуть
меньше формата А4. Но, если войти не в переднюю дверь, на поиски придется
потратить гораздо больше времени. И дело не только в переполненном салоне.
Расположено табло прямо над креслом кондуктора. Чтобы дотянуться до него
руками, придется забраться на подножку и считывать текст буквально через
голову.
- Не знаем мы, что тут написано. Сказали: надо для слепых,
значит, надо, - смущается девушка-кондуктор. - В другом месте ее нельзя
повесить: оторвут или испортят.
Интересно, что сами инвалиды к инициативе перевозчиков
отнеслись скептически. Во-первых, с шрифтом Брайля знакомы всего 20 процентов
незрячих, остальные 80 - это те, кто ослеп поздно и не учился в спецшколе.
Во-вторых, решение, ехать или нет, принимается на остановке, а не в салоне.
Гораздо полезнее были бы контрастные надписи для слабовидящих.
Компетентно
Сергей Ваньшин, гендиректор Института профреабилитации и
подготовки персонала Всероссийского общества слепых "Реакомп":
- За рубежом я встречал лишь брайлевскую букву s (сокращение
от stop) возле кнопки сигнала водителю на вертикальном поручне у дверей.
Указатель с номером маршрута целесообразнее повесить на внутренней стороне
складывающихся дверей. Тогда, ступив на подножку, слепой может проверить, куда
следует автобус. При закрытии дверей эта табличка окажется внутри салона и не
испачкается. Вместе с тем мне трудно представить, как водитель сможет менять таблички
при изменении маршрута. Обширный текст на табло не нужен: вряд ли кто-то будет
его изучать. Если уж размещать его, то возле сиденья для инвалидов, чтобы
читать двумя руками.
Сергей Чистый, вице-президент фонда "Город без
барьеров":
- Установку табличек нужно рассматривать в комплексе с
другими компенсационными мероприятиями: развитием социального такси, социальным
сопровождением, заменой надписей на шрифте Брайля звуковыми системами и т.д.
Они должны быть едиными на территории всего города. Хватает средств на
дублирование звуком - ради бога. Но есть же более острые вопросы. Когда
опорники и колясочники не могут сами зайти в автобус, заниматься в общем-то
украшательством для слепых - дело вкуса. В Екатеринбурге везде ездят
кондукторы, они могут объявлять остановки. Или водители. Может, сейчас не все
водители говорят на чистом русском языке? Но это уже другая проблема.
Адрес материала:
https://rg.ru/2016/10/05/reg-urfo/v-avtobusah-tablich..
Разместила в рамках сетевой акции Анна Селиверстова
Комментариев нет:
Отправить комментарий