Недавно, с 2 до 6 сентября ко мне приезжала замечательная
гостья – журналист из Санкт-Петербурга Алия Нуруллина. Эта поездка много
значила как для нее, так и для меня. Алия – незрячая, следовательно, ее
самостоятельная поездка поездом из Петербурга в Киев с пересадкой в Москве была
событием неординарным. Ее организация потребовала от меня определенной
профессиональной подготовки и уровня знаний по коммуникации, позволяющих
показать Киев, в том числе, ряд музеев, невизуально, сделав этот визит полным
разнообразных впечатлений и интересным как для Алии, так и для меня
самой.
Наше общение длилось всего четыре дня, но и этого было очень
много. Программа включала посещение ряда музеев, концерта карильонной
музыки под открытым небом на территории Софии Киевской, длительные пешие
прогулки к Днепру, по паркам и улицам Киева. Маршрутов строились так, чтобы
передать ощущение движения, пространства, звуковой ткани нашего города и даже
ночное его освещение – иллюминацию центра и светомузыкального фонтана возле
оперного театра, так как небольшое светоразличение у Алии есть. Основные
задачи – общение, новая обстановка, новый опыт, новые эмоции. Итак, я пыталась
показать звук, движение, расстояние, пространство, рельеф, фактуры предметов.
Обязательным условием интересного общения был подробный рассказ об окружающей
среде, предметах, событиях, явлениях.
День первый – Национальный центр народной культуры «Музей
Ивана Гончара». В музее, где я работаю, мы познакомились с традиционными
украинскими народными инструментами незрячих исполнителей – кобзой и бандурой,
которые показал научный сотрудник нашего музея и кобзарь Руслан (Русалим) Козленко.
Алия родом из Казани, Татарстан, и наши традиционные музыкальные инструменты
кобза и бандура были для нее совершенно незнакомыми. Показать – это
значит рассказать и дать инструмент в руки, чтобы его устройство стало
понятным. Далее мы устроили костюмированную фотосессию в моем украинском
народном костюме с. Мельница-Подольская на Тернопольщине, в фондах тактильно
рассмотрели большую ступу с пестом и плетеного из соломы конька-игрушку. Я
подготовила и провела экскурсию по залам экспозиции, особо подчеркивая темы
кобзарства, незрячих исполнителей эпоса и носителей слепецкой цеховой традиции,
фотографии которых представлены в залах музея, о кобзаре Остапе Вересае
(1803-1890), о переносе Тарасом Шевченко образа странствующего слепого-кобзаря
на себя и на собственное поэтическое творчество , а также о том, как этот
гениальный художественный перенос и «Кобзарь» Шевченко отразились в культуре
Украины в дальнейшем. К сожалению, в устройстве именно нашего музея преобладает
визуальный показ музейных предметов, и большинство экспонатов в экспозиции
смонтированы под стеклом (текстиль, гончарство, изделия из дерева, соломы, ряд
икон, подсвечники и др.), поэтому недоступны для осмотра незрячими.
В рамках реализации программ по доступности музеев
Киева для разных категорий людей с инвалидностью мы работали с глухими и
слабослышащих детьми. Доступна на ощупь композиция из жерновов и частично –
воспроизведение стены хаты с копиями старинных фотографий в рамках в зале
«Бытие». Однако научный сотрудник-экскурсовод по договоренности с коллегами
имеет возможность использовать предметы из реквизитного фонда, которые можно
дать в руки посетителям для ознакомления, например, такие как погремушка,
плетеная из лозы, свисток-окарина, домотканый вышитый кролевецкий рушник, предметы
с отчетливо рельефной или резной поверхностью и другие. Это четвертый случай в
моей практике с 2004 года, когда я провожу для незрячих экскурсии по музею:
здесь была группа незрячих эсперантистов несколько лет назад, а также еще двое
моих знакомых из Москвы и Киева, по предварительной договоренности.
Неожиданным и приятным сюрпризом стало пребывание в музее
одновременно с нами делегации представителей нескольких буддийских
миротворческих организаций. Особенно бурное эмоциональное восхищение как у
наших гостей, так и нас с Алией вызвала временная выставка традиционной
яворивской игрушки мастеров Львовщины Оксаны Когут и Остапа Сойки (проект
«Играй!»), где были представлены, в частности, игрушки подвижные, а также
звуковые с широким спектром звуков: погремушки, коростели, игрушечные скрипочки
и тому подобные. Огромный познавательно-эмоциональный потенциал этой выставки
именно для особой экскурсии стал для меня очень приятным открытием и позволил
решить острый вопрос – что и как показывать в экспозиции, преимущественно
ориентированной на визуальное восприятие цветов, изображений и фактур музейных
предметов из традиционного народного быта. Для гостей-буддистов после осмотра
музея был проведен концерт женского вокального трио «Родная песня» под
руководством Василия Трилиса, который послушали и мы, по окончании осмотрев
выставку «Шедевры украинской народной вышивки» и комплексы народной одежды,
многие из техник вышивки и отделки которой является рельефными.
Второй день в Киеве начался с поездки на Днепр: станция метро
«Днепр» со смотровой площадкой над набережной, где мы подышали свежим
днепровским ветром и пространством и поприветствовали утреннее солнце, а также
Труханов остров, откуда открывается вид на правобережный Киев с его
святынями.
Мы с Алией вышли к воде, где сфотографировались, покормили
уток у берега, а на обратном пути встретили у Поклонного креста погибшим
жителям сожженной в войну Предмостной Слободки настоящего казацкого вороного
коня и вернулись в исторический Киев на правый берег. Нашей целью была
Киево-Печерская лавра. Я рассматривала подъем на Большую Лаврскую колокольню
как один из запасных вариантов, но, посоветовавшись, мы решили все же
попытаться воплотить этот план в жизнь. Пешком пройдя мимо Парка Вечной Славы и
Мемориала жертвам Голодомора, мы пришли в Киево-Печерскую лавру. С сотрудниками
музея-заповедника я предварительно договаривалась, что в случае посещения нас
пропустят, поскольку на сайте Киево-Печерского заповедника справедливо указаны
ограничения по состоянию здоровья посетителей: людям с инвалидностью посещение
колокольни не рекомендуется. Большая благодарность коллегам за гостеприимство –
нам удалось испытать себя, одолеть 374 ступеньки вверх и сфотографироваться на
память под колоколами на бывшей высочайшей точке старого Киева. После обеда и
небольшого отдыха на Майдане Независимости нам еще удалось осмотреть концертную
бандуру у приветливых молодых кобзарей из кобзарской школы с. Стритивка,
которые выступали прямо на площади. А вечером нас ждал уникальный концерт
«Мистерия карильона» под открытым небом на территории Софии Киевской с участием
карильонистки Ирины Рябчун, струнной группы Национального Президентского
оркестра Украины и певицы Антонины Матвиенко. После концерта по улице Владимирской
мы вышли к Национальной опере Украины, где ко Дню Независимости Украины
только что был открыт новый светомузыкальный фонтан.
День третий был преимущественно посвящен встрече с друзьями
в Алии и отдыху – у меня. Но выяснилось, что у нас еще есть несколько свободных
часов, которые хорошо было бы как-то творчески использовать. Одним из запасных
вариантов на случай накладок и непогоды у меня было посещение
Литературно-мемориального музея-квартиры Павла Тычины, куда мы и отправились в
воскресенье утром. Однако отличием этого «визита выходного дня» было то, что я
не договаривалась о нем предварительно, не предупреждала и даже не позвонила
коллегам, уже отправляясь к ним. Это было довольно спонтанным решением с
риском, что музей не сможет нас принять, обусловленным, однако, тем, что
Музей-квартира Павла Тычины одним из первых в Украине с 2013 года реализует
проект «Доступный музей», ведя работу именно с незрячими посетителями. Этот
музей сотрудничает с Всеукраинской общественной организацией инвалидов по
зрению «Генерация успешного действия», школой-интернатом для слепых детей им.
В. Батюка и другими организациями и активистами. В музее уже было проведено
несколько обучающих семинаров и тренингов по методике музейного общения с особыми
группами посетителей.
Наше посещение этого гостеприимного музея оказалось очень
удачным: музейщики были готовы внезапно принять нежданных гостей, к тому же
утром мы были единственными посетителями, и сотрудница музея Богдана Таранина
провела для Алии тактильную экскурсию, во время которой можно было ознакомиться
с интерьером квартиры и мемориальными вещами поэта Павла Григорьевича Тычины.
Особое внимание привлекли музыкальные инструменты – мемориальная бандура,
изготовленная в 1940 году мастером Владимиром Тузиченко в единственном
экземпляре (55 струн, 16 клавиш для басов на грифе), и рояль, на котором гости
позволили наиграть несколько нот. И мне, как музейном специалисту, иногда
работающему с незрячими посетителями, было интересно перенять опыт музея
другого типа – мемориальной квартиры.
Следует добавить, что особенностью работы Музея-квартиры
Павла Тычины является широкое информирование о своих мероприятиях в соцсетях, в
частности в Фейсбуке, что значительно облегчило мне формирования экскурсионной
программы. Хотя программы и проекты для незрячих воплощаются, в частности, в
Национальном музее истории Украины, который возглавила бывший директор Музея
Павла Тычины Татьяна Сосновская, и в Национальном художественном музее Украины,
– лучше всего информирование общественности и коллег ведет именно
Литературно-мемориальный музей-квартира Павла Тычины, поэтому и наш выбор был
отдан именно ему. Завершили день мы поздно вечером поездкой на Майдан
Независимости, где послушали караоке (по словам Алии, в Казани и Петербурге
такого нет), а потом поднялись по улице Богдана Хмельницкого снова к
Национальной опере со светомузыкальным фонтаном. Световая композиция была
включена, но, к сожалению, без музыкального сопровождения – возможно, из-за
поздней поры.
Четвертый, последний день Алии Нуруллиной в Киеве был
единственным "не музейным», еще и потому, что понедельник (музейщики
поймут!). Мы посетили Центральную специализированную библиотеку для слепых им.
Николая Островского, что на Печерском спуске, затем встретились с техническим
директором центра «Безбарьерная среда» Русланом Рубелем, который показал нам
уже реализованные проекты по доступности города для незрячих. Это рельефные
схемы вестибюлей Главпочтамта и описание брайлевским шрифтом пейзажа,
открывающегося со смотровой площадки на Днепр под аркой Дружбы народов.
Такие информационные таблички с брайлевским текстом год назад были установлены,
кроме названной, на Владимирской горке, на Пейзажной аллее, в Парке Вечной
Славы, на пешеходном мосту.
Они обозначают пешеходный маршрут для людей с недостатками
зрения. Однако их часто портят и приходится менять, выполняя каждый раз с
устойчивым материалов, а выпуклые рельефные точки брайлевского шрифта для
незрячих срывают с основания. Кроме того, было бы просто отлично, если бы
текстовая информация сопровождалась звуковой – маячком и аудиогидом, которые бы
позволяли незрячим людям найти таблички с описанием самостоятельно, а звуковая
информация будет полезна тем незрячим, кто не использует шрифт брайля. Отмечу
здесь, что станции Киевского метрополитена и здание Главпочтамта оборудованы
звуковыми маячками, позволяющими незрячим ориентироваться самостоятельно, а в
ближайшем будущем систему звуковой навигации предполагают установить в
учреждениях на Крещатике и Майдане Независимости.
Говорить о полностью доступной безбарьерной среде для
инвалидов в Киеве, на мой взгляд, преждевременно, но она активно формируется и
создается. Этим заняты многие государственные и общественные организации и
активисты. Подытожу, что на этот раз с посещением ряда музеев не возникло
никаких проблем ни по оплате, ни по обслуживанию. Прежде всего это связано с
тем, что я сама музейный работник, но даже без солидарности и поддержки
музейного сообщества ощутимы изменения к лучшему по открытости, пониманию,
принятию особых посетителей.
Это большое достижение как музейщиков – от вахтеров и
охранников до дирекции, – так и различных категорий посетителей, которые не
устают объяснять, что для развития личности важны практика, общение, новые
эмоции и впечатления, обмен опытом и информацией. Этот опыт будет разным,
иногда принципиально отличным для всех сторон коммуникации, но он важен и
необходим. Отдельный, требующий изучения вопрос – это оснащенность музеев Киева
аудиогидами для самостоятельного знакомства с экспозицией. На будущее я уже
формирую маршруты следующих экскурсий по Киеву, куда, с учетом доступности и
транспорта, вероятно, войдут Национальный художественный музей Украины и
Национальный музей истории Украины, Музей народной архитектуры и быта в с.
Пирогов или «Мамаева слобода», парк макетов выдающихся сооружений Киева в
Гидропарке и тому подобное.
Автор: Юлия Патлань
Источник: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4764&level1=main&level2=articles
Комментариев нет:
Отправить комментарий