На первоначальных стадиях развития слепого ребенка, особенно в первые два-три месяца, специфика в его обучении и воспитании практически отсутствует.
Задача родителей – развивать у слепого
ребенка навыки движения (хватание, отпускание), держание головки, реакции на
звук, слово, стремление к звучащей игрушке, т. е. делать все то, чему обучают и
зрячего. Незрячий ребенок так же, как и зрячий, легко осваивает эти навыки.
Воспитывая слепого ребенка, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение – необходимое условие успешного воспитания.
Воспитывая слепого, необходимо знать
своеобразие его развития и специальные методы воспитания, поскольку для
активной жизни и деятельности у него необходимо сформировать компенсаторные
процессы, позволяющие развивать психические качества ребенка, дающие ему
возможность адекватно реагировать на жизненные проблемы и ситуации.
Необходимо научиться помогать ребенку
преодолевать трудности в овладении внешним миром, но прежде им важно преодолеть
нередко возникающее чувство своей неполноценности, понять, что семейная
обстановка, в которой растет ребенок, должна быть естественной системой
отношений – между родителями и детьми, между супругами, а также отношений и
связей с окружающими семью людьми. Необходимо, чтобы окружающие и ребенок
поняли оптимистическое отношение родителей к развитию своего ребенка.
Начиная с полутора-двух лет слепому
ребенку уже недостаточно общества родителей. Для того чтобы он вырос
полноценным человеком, приспособленным к жизни, он должен общаться с другими
детьми. Хорошо, если среди играющих возле ребенка детей окажется более старший
ребенок, который «возьмет шефство» над малышом. Если в семье есть другие дети,
то функцию старшего товарища смогут выполнять они. Необходимо сделать все
возможное, чтобы старшие дети не видели переживаний родителей по поводу
рождения слепого ребенка.
С рождением незрячего ребенка важно,
чтобы в семье к нему относились, как к здоровому полноценному человеку. Важно,
чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не
жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на
разумной любви. Отношение окружающих к малышу будет зависеть от отношения к
нему самих родителей.
В воспитании детей общество оказывает
родителям огромную помощь: предоставляет бесплатное медицинское обслуживание,
консультирует во всех организациях социальной и педагогической помощи.
Индивидуальный подход к детям,
учитывающий влияние слепоты на развитие восприятия, памяти, мышления при
овладении знаниями об окружающем мире – необходимое условие компенсации
слепоты. И в первую очередь это задача родителей. Они следят за каждым шагом в
развитии ребенка и могут оказать ему помощь в создании активной личностной
жизненной позиции, в преодолении трудностей поведения в обществе, возникающих у
него в связи со слепотой.
Соблюдение меры и доли участия родителей
в деятельности слепых детей, своевременное предоставление самостоятельности и
побуждение к ней, создание направленности на будущее, включение предметной,
игровой и учебной деятельности детей в сферу их интересов, определение их роли
и места в круге жизненных ситуаций – важные условия формирования системы
компенсации слепоты уже в раннем возрасте.
http://rsosh3.ru/files/roditelyam-detey-invalidov/sovety-psihologa-eto-neobh-znat.pdf
Центральная
городская библиотека
г.
Минеральные Воды, Ставропольский край
Библиотеки Минераловодского городского округа
Комментариев нет:
Отправить комментарий